из книги Н.М. Гиренко "Социология племени" Женщина-вождь и её гарем: этнографический курьёз
Этнографии Африки известно много примеров, когда на роль вождя назначалась женщина, что вполне допустимо в соответстие с отмеченным вариантом передачи власти. Но имеются и исключительные примеры, когда нормативно власть и ритуальное представительство осуществляется только женщиной. Таким обществом было общество у ловеду (Южная Африка), институт вождя (королевы дождя) которых был описан в 1943г. Э. Криге. Примечательностью ловеду являлось то, что во главе племени стоит женщина, которая считается могущественным вождем-мужчиной, и в соответствии с обычной нормой воспроизводства института вождя для неё на "тронные" средства покупаются жены в обмен на скот. Соответствено наследование воистину матрилинейно. Правительница имеет значительный гарем жен, которые возделывают её поля. Благодаря заключению брака дочерей подданых с правительницей укрепляются связи двора с родовыми группами в обществе. читать дальшеКонечно, было бы наивно рассматривать данный институт как некоторый абсурд. В этом случае мы видим, с одной стороны, достаточно типичную роль вождя как сакральной персоны, вызывателя дождя и ритуального представителя племени с естественным для двора устройством, советниками и проч. С другой стороны, у ловеду существует достаточно широко распространенный и типичный для южных банту обычай законного (т.е. узаконенного выкупом) произведения потомства. Здесь более ярко выступает социальная функция брачного контракта, который по существу заключается не для удовлетворения собственно сексуальных потребностей партнеров, а для обеспечения социальных связей, хозяйственных, экономических функций. Конечно, и здесь воспроизводство потомства нормативно представлено союзом мужчины и женщины. Установление тронной нормы у ловеду, при которой реальный отец ребенка правительницы не должен быть известен (ведь она сама считается мужского пола), - явление вторичное и не имеющее никакого отношения к существованию гипотетического материнского права, как полагали некоторые исследователи. По традиции ловеду передача титула от женщины к женщине установилась сравнительно поздно - на рубеже 18-19вв. Кроме того, если признать существование в прошлом указанной последовательности в эволюции форм, то скорее следовало бы предполагать существование правителей, маскирующихся под женщин, что нам неизвестно (ср. с обычаем кувады). У ловеду очевиден факт выполнения мужской роли женщиной, а не пережиток матриархата. Как показывают исследователи, жизнь двора находится в тесной связи с общим контекстом социальной жизни ловеду и других соседних этносов и гармонична ему. "Женитьба" женщин известна не только в Южной Африке, но и в Западной и Восточной Тропической. Всюду она используется как дополнительный рычаг, с помощью которого хозяйство получает дополнительные рабочие руки или способ, гарантирующий продолжение рода (например, в случае смерти мужа и сложности выйти замуж самой хозяйки). "Жениться" может и жена с согласия мужа, получая себе подспорье в работах. Как отмечал Г. Хубер, такой контракт преследует цели расширения дома и увеличения престижа. Этому же он служит и на уровне правящего двора у ловеду, поднимая престиж правительницы, с магической силой которой считались такие могущественные правители-мужчины у народов Южной Африки, как Чака и Мошеш, а также вожди этносов чвана и педи. Вождь определяется не полом, а исполняемой функцией, качеством своего представительства.