Для меня это стало откровением. В 1997 году, после пятилетнего перерыва, Офра Хаза записала новый диск, названный просто ее именем: “Ofra Haza”. В работе над ним принял участие продюсер Франк Петерсон (работавший с Сандрой и Сарой Брайтман). Критики называли альбом «красивым сочетанием европейской танцевальной музыки и текстуры Среднего Востока».
…Казалось, что все идет отлично. Офра говорила в интервью о своих новых планах и задумках, и, похоже, что она сама никак не ожидала столь скорой и трагической развязки. Однако здесь стоит сделать небольшое отступление…
Мы уже упоминали о том, что Офра выросла в семье, которая придерживалась национальных традиций и всю жизнь была очень привязана к родным. Она всегда была скромной и застенчивой, жила тихой, уединенной жизнью, соблюдала все традиции своего народа. О ней никогда не писала «желтая пресса», никаких сплетен и слухов о ее романах и прочих похождениях. И, похоже, что их действительно не было. Поскольку к началу 1997 года ее родственники всерьез озаботились вопросом отсутствия у Офры собственной семьи. Старшая сестра Офры, Шули, которая больше всех беспокоилась, что младшенькая, не дай Бог, останется «старой девой», познакомила ее с человеком по имени Дорон Ашкенази, который представлялся успешным бизнесменом, занимающимся строительством в Израиле. Ашкенази был разведен, имел сына и дочь. Офра поначалу не захотела иметь с ним ничего общего. Но многочисленная родня настаивала, уговаривала ее «дать ему шанс»… И Офра уступила: она ведь так уважала своих родных и всегда прислушивалась к их советам.
читать дальшеПосле свадьбы, несмотря на желание Офры остаться жить поближе к своей семье, Дорон уговорил ее переехать в дорогой, шикарный дом – но далеко от Тель-Авива. Теперь Офра могла видеться с родителями не чаще раза в неделю. Дорон практически запретил Офре выступать и записываться, а также вынудил ее уволить своего бессменного менеджера Бецалеля Алони. Офра, как настоящая восточная жена, подчинилась. Она подчинилась и тогда, когда Ашкенази убедил ее избавиться от их ребенка… Дорон же, по свидетельству знакомых певицы, называл Офру «Бриллиантом, который он купил» и всячески препятствовал ее общению с подругами. Но самый страшный «подарочек» от мужа, как оказалось, был еще впереди…
12 февраля 2000 года в клинику «Шеба» была доставлена женщина. Худая и изможденная, в сознании, но в состоянии кислородной недостаточности – она почти не могла дышать. Через сутки пациентка впала в кому. Этой женщиной была Офра Хаза… Она зарегистрировалась под чужим именем, но вскоре и врачи, и вся страна узнали, что израильская поп-звезда находится на грани смерти.
…Одна из сестер Офры, Захава, позже вспоминала: «В начале февраля Офра почувствовала себя плохо, и семье было сообщено, что у нее грипп. С каждым днем ее состояние ухудшалось… на вопросы ,что с Офрой, почему ее рвет и она не может ничего есть, обессиленная - следовал ответ Дорона: «это грипп, есть врач, все будет хорошо». Так продолжалось около недели. И только когда Офра стала говорить, что ей плохо, она не чувствует ног и умоляет отвезти ее в больницу, вызвали самую старшую из сестер Хаза – по профессии медицинскую сестру с большим стажем. Увидев Офру, она сказала: «у вас есть 5 минут на сборы, я вызываю скорую помощь!». Офра была ослаблена, дико напугана своим состоянием и все время плакала, пока ждала медиков, говорит Захава. Врач скорой, увидев певицу, был в шоке: «почему вы только сейчас вызвали скорую?» Офру доставили в клинику вечером субботы 12 февраля. Захава говорит: «Дорон запретил нам говорить с врачами, он это делал сам, мы слышали только обрывки фраз.
Мы пытались согреть руки Офре и она поцеловала руку старшей сестре - и сказала спасибо, что привезли ее в больницу».
…Несколько дней семья Офры не разглашала причину госпитализации. По стране поползли разные слухи: где-то говорили, что это пневмония или инфаркт; персонал приемного покоя клиники посчитал, что у Офры рак (из-за ее ужасающей худобы). Но вскоре тайна была раскрыта: Офра Хаза умирает от осложнений, вызванных СПИДом…
Все 12 дней, которые Офра находилась в реанимации, стали настоящей национальной драмой. Телерепортеры не покидали холла клиники «Шеба», а вокруг собирались люди, молящиеся о певице и ожидающие хоть каких-то новостей. Все вспоминали историю с самолетом в 1987 году и надеялись, что и на этот раз Всевышний подарит ей спасение. В один из дней состояние Офры действительно улучшилось, но через день все стало еще хуже… Сообщения приходили одно страшнее другого: отказ почек, грибковое заражение крови… Доктора же были в диком возмущении из-за того, что семья Офры не сообщила медперсоналу о том, что у пациентки ВИЧ-инфекция – они обязаны были сделать это сразу же. Но они не понимали, что Офра, в силу своего воспитания, была готова на все, лишь бы не предать свое состояние публичной огласке. Тем более что по всем признакам, виновником заражения Офры ВИЧ-инфекцией был ее собственный муж, Дорон Ашкенази (который, к слову сказать, умер спустя 14 месяцев после смерти супруги; официальная причина – передозировка наркотиков). Уже потом медики говорили, что если бы Офра обратилась в клинику раньше, ее могли бы спасти и продлить ее жизнь. Но Офра стыдилась своей болезни и старалась скрывать свое состояние… пока ей не стало плохо совсем.
День за днем тысячи людей ждали и надеялись на чудо. «Она через столько прошла, она должна пережить и это!» - говорили друг другу поклонники Офры, ожидающие новостей во дворе клиники. «Она не заслужила этого, она чудесная женщина и весь мир ждет ее возвращения!»…
Чуда не произошло. 23 февраля 2000 года сердце Офры остановилось. Прекрасному голосу не дано было больше звучать. «Звездочка» сгорела меньше, чем за две недели…
Хоронили певицу 24 февраля, на следующий день. В знак скорби по Офре в районе Атиква в Тель-Авиве были закрыты все магазины и рестораны. Жители района вышли на улицу, чтобы разделить горе на всех. «Офра – наша гордость, мы помним ее девочкой, - говорили они. - Она была нашим чудо-ребенком…» «Она общалась со знаменитостями, но никогда не забывала нас, простых жителей района. В день своей свадьбы она накрыла столы для всех желающих в Атикве…»
В последний путь Офру Хазу провожали тысячи людей. Все израильские радиостанции 24 февраля транслировали только ее песни. Главная газета страны вышла с заголовком: «Нация прощается со своей иконой». Похоронили Офру на кладбище Яркон в Тель-Авиве. Премьер-министр Израиля, Эхуд Барак, который тоже прибыл для участия в траурной церемонии, вспоминал о том, как Офра однажды выжила в авиакатастрофе. «Тогда Господь уберег ее от гибели, и она вернулась целой и невредимой, чтобы еще больше сердец во всем мире смогли полюбить ее, - сказал он. – Но на этот раз Всевышний почему-то предпочел не вмешиваться - и мы потеряли ее…»
…Время идет – в этом году будет уже шесть лет со дня смерти Офры. Но время неспособно уменьшить ощущение жуткой несправедливости и несвоевременности этой потери. Все, кто знал и любил Офру, говорят, что второго такого человека, в котором сочетались талант, красота и богатый внутренний мир, нет и быть не может. Так же, как нет больше в мире такого голоса, каким обладала Офра Хаза. Одаренных певиц много, но таких – увы… Каждый раз, включая ее диск или видеоклип, понимаешь, как много подарила миру эта хрупкая израильтянка с большими карими глазами, лучезарной улыбкой и чудесным голосом… и не можешь отделаться от ощущения острой жалости и горечи, что ее больше нет. Наверное, правы те, кто говорит, что Бог лучших людей забирает первыми… Но на Земле Офра Хаза всегда будет «звездочкой», которая не угаснет, пока ее любят и помнят. А значит, ей не угаснуть никогда!
Наталья Буртовая www.sestrenka.ru/s593/