И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ
ET DIEU CREA LA FEMME
ET DIEU CREA LA FEMME
Страна-производитель и год выпуска: Франция, 1956 (в Великобритании вышел под названием And Woman Was Created, 1956; в США — And God Created Woman, 1957)
Компания-производитель / дистрибьютор: Cocinor (Франция) / Kingsley International
Формат: звуковой, цветной
Продолжительность: 95 мин
Язык: французский
Продюсер: Рауль Ж. Леви
Режиссер: Роже Вадим
Авторы сценария: Роже Вадим, Рауль Ж. Леви
Награды: нет
Жанр: драма
В ролях: Брижит Бардо (Жюльет Арди), Курт Юргенс (Эрик Каррадин), Жан-Луи Трентиньян (Мишель Тардье), Кристиан Маркан (Антуан Тардье), Мари Глори (мадам Тардье), Жорж Пужули (Кристиан Тардье), Джейн Маркен (мадам Морен), Жан Тиссье (мсье Вижье-Лефранк), Изабель Коре (Люсьен), Жаклин Вентура (мадам Вижье-Лефранк), Жак Сирон (Роже), Поль Фэвр (мсье Морен), Жани Муре (девушка), Филипп Грэнье (Перри), Жан Лефевр (Рене), Леопольдо Франсес (танцовщик), Жан Тоскано (Рене)
читать дальшеКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В фильме «И Бог создал женщину» снималась, по признанию самого режиссера Роже Вадима, «мечта каждого женатого мужчины», Брижит Бардо. Она сыграла Жюльет, восемнадцатилетнюю сироту, которая становится похотливой и безнравственной юной женой одного мужчины и объектом желания двух других. Жюльет работает в газетном киоске в Сен-Тропе и живет у супругов, которые угрожают отослать ее назад в приют, если она не будет вести себя подобающим образом. Кажется, эта девушка сама не понимает, какую власть она имеет над мужчинами. Жюльет и Антуан, старший сын в рыбацкой семье, привлекают друг друга физически, однако, прежде чем они становятся близки, Жюльет случайно слышит, как Антуан говорит другим мужчинам в душевой, что она — девушка на одну ночь, а не та, с кем можно строить семейную жизнь. Позже он пытается овладеть ею, но она отказывает ему. Когда Антуан уезжает, его младший брат Мишель, который боготворит Жюльет, предлагает ей руку и сердце. Девушка соглашается — Мишель ей нравится, хотя и не вызывает в ней такой страсти, как Антуан. К тому же, выйдя замуж, она обретет свой дом, и ее уже не смогут отправить в приют. Какое-то время Мишель и Жюльет счастливы, но возвращается Антуан и начинает домогаться ее. Он постоянно старается остаться с ней наедине и в конце концов добивается своего. Их находят на пляже в страстных объятиях, и, кажется, они вовсе не сожалеют о содеянном. В результате Мишель впадает в глубокую депрессию. Эрик Каррадин, богатый бизнесмен, пытавшийся купить у братьев землю и дом, чтобы устроить там казино, увидев Жюльет, загорающую в неглиже, тоже решает попытать счастья. Он клеится к ней, пользуясь ее беззащитностью, выражает ей свою симпатию и пытается подпоить. Она напивается допьяна и исполняет откровенный танец. Муж выходит из себя от злобы и ревности и избивает ее. Так заканчивается картина.
ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ
«И Бог создал женщину», народу с «ЛЮБОВНИКАМИ» и «ЛЮБОВНИКОМ ЛЕДИ ЧАТТЕРЛИ», представил американской публике новые формы художественного видения и чувственности, прежде невиданные в Голливуде. Еще важнее тот факт, что их популярность вызвала всплеск производства фильмов о природе человеческой сексуальности и взрослении, что, в свою очередь, привело к возникновению большого количества проблем, которые решались в залах суда в пользу дистрибьюторов и публики. Картину «И Бог создал женщину» Общество добродетельных католиков пикетировало в каждом городе, где ее собирались показывать. Тем не менее удалось добиться разрешения на демонстрацию в таких штатах, как Нью-Йорк, Мэриленд и Виргиния. Несмотря на протесты, фильм шел во многих городах Калифорнии, Иллинойса, Кентукки, Миссури, Огайо, Орегона, Пенсильвании, Техаса и Вашингтона. В 1958 г. в Филадельфии назначенная городскими властями комиссия по цензуре решила провести предварительный показ фильма за три недели до официальной премьеры в городе. После просмотра владельцы кинотеатров получили отказ в демонстрации картины от ассистента окружного прокурора, который написал, что закон штата запрещает показ любого фильма «пошлого, богохульного, вульгарного, неприличного или аморального характера», а в кинокартине «И Бог создал женщину» присутствуют четыре из этих пяти составляющих. Владельцам кинотеатров было сделано предупреждение о том, что демонстрация фильма может привести к их аресту и конфискации копий. Двое владельцев кинотеатров, собиравшиеся купить право показа, приняли эти угрозы всерьез: они известили окружного прокурора и компанию-дистрибьютора фильма в США, что разрывают контракт.
Когда это произошло, компания Kingsley International предъявила иск в Апелляционный суд Филадельфии, заявив, что процедура была неконституционной, так как решение слишком расплывчато и непристойность картины не была доказана в суде. Адвокаты потребовали разрешить демонстрацию фильма без вмешательства окружного прокурора и добавили, что в противном случае компания-дистрибьютор понесет «огромные убытки». Приняв во внимание это прошение, суд позволил владельцам кинотеатров демонстрировать фильм в течение одной недели. Сеансы проходили при полном зале, так как зрители понимали, что на следующей неделе они могут уже не увидеть эту картину.
Когда Апелляционный суд Филадельфии отклонил прошение компании Kingsley International, окружной прокурор направил судебных приставов изъять копии и арестовать менеджеров кинотеатров. В ответ на эти действия адвокаты компании Kingsley International подали апелляцию в Верховный суд штата Пенсильвания, который обжаловал это решение. Признав, что окружной прокурор «должен обеспечить исполнение решений о непристойности фильмов», суд постановил, что тот возбудил уголовное дело против владельцев кинотеатров, а не против дистрибьюторов, тем самым заставив последних нести «невосполнимые потери», так как они оказались лишены возможности участвовать в процессе и защищать свои интересы в суде.
ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА
THE EXORCIST
THE EXORCIST
Страна-производитель и год выпуска: США, 1973
Компания-производитель / дистрибьютор: Ноуа Productions / Warner Bros.
Формат: звуковой, цветной
Продолжительность: 122 мин
Язык: английский
Продюсеры: Уильям Питер Блатти, Ноель Маршалл
Режиссер: Уильям Фридкин
Автор сценария: Уильям Питер Блатти (по своему роману)
Награды: 1974 г. — премия «Оскар»: лучшее звуковое оформление (Роберт Кнадсон и Кристофер Ньюмэн); лучший сценарий, основанный на материале из другого источника (Уильям Питер Блатти);
1974 г. — премия «Золотой глобус»: лучшая режиссерская работа в жанре художественного фильма (Уильям Фридкин); лучший художественый фильм в жанре драмы; лучший сценарий к художественному фильму (Уильям Питер Блатти); лучшая актриса второго плана в жанре художественного фильма (Линда Блэр);
1974 г. — премия Американской гильдии писателей: лучшая драма, основанная на материале из другого источника (Уильям Питер Блатти)
Жанр: драма / ужасы
В ролях: Эллен Бёрстин (Крис Мак-Нил), Макс фон Сюдов (отец Меррин), Ли Дж. Кобб (лейтенант Киндермэн), Китти Уин (Шэрон Спенсер), Джек Мак-Гауран (Бёрк Деннингс), Джейсон Миллер (отец Дэмьен Каррас), Линда Блэр (Ригзн Мак-Нил), преподобный Уильям О'Мэйли (отец Дайер), Мерседес Мак-Кембридж (голос Пазузу)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Снятый по одноименному роману Уильяма Питера Блатти, фильм «Изгоняющий дьявола» рассказывает о 12-летней Ригэн Мак-Нил, казалось бы нормальной девочке, которая со временем становится жестокой, а ее поведение — антирелигиозным. Начальные сцены фильма демонстрируют ее преображение, которое по времени совпадает с находкой в Ираке древней статуи дьявола. Постепенно Ригэн становится все более и более агрессивной, однако ее мать, разведенная актриса, старается не обращать внимания на поведение дочери. Когда жених миссис Мак-Нил разбивается насмерть, упав с лестницы и пролетев несколько этажей, полиция Вашингтона обнаруживает улики, свидетельствующие о том, что он был убит, и подозрение падает на Ригэн. Мать вынуждена признать, что поведение дочери в последнее время сильно изменилось: она стала очень жестокой. Крис начинает подозревать, что в ребенка вселился дьявол. Отчаявшаяся мать просит совета у молодого католического священника, Дэмьена Карраса, который после смерти матери постепенно стал утрачивать веру в Бога.
Каррас соглашается встретиться с Ригэн и приходит к мнению, что единственный способ спасти ее — экзорцизм, но обряд может совершить только Меррин, опытный пожилой священник. Демон, вселившийся в Ригэн, завладел ее голосом и мимикой; он насмехается и издевается над Каррасом, заставляя Ригэн упоминать его мать. В одной сцене демон заставляет девочку мастурбировать с помощью распятия, выкрикивая имя Иисуса.
Оба священника совершают обряд экзорцизма, во время которого Меррин умирает, а Каррас борется с девочкой до тех пор, пока демон не оставляет ребенка и не вселяется в Карраса. Оказавшись во власти злого духа, священник выпрыгивает из окна и разбивается насмерть. Освобожденная от дьявола, Ригэн обессилена, она дрожит, но ничего не помнит и, кажется, становится прежней.
ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ
Продюсеры фильма «Изгоняющий дьявола» ожидали неоднозначной реакции: разные комитеты предпринимали попытки подвергнуть цензуре роман, по которому он был снят. Несколько ключевых сцен назывались особенно ужасными. Кроме сцены, в которой Ригэн мастурбирует распятием, в фильме показано, как во время молитвы отца Карраса в часовне статуя Девы Марии постепенно превращается в размалеванную шлюху с обнаженной грудью и эрегированными сосками. Комиссия Американской ассоциации художественных фильмов (ААХФ) присудила фильму код «R», который был назван на Конференции католиков Соединенных Штатов слишком мягким, ведь фильм заслуживал кода «X». Продюсеры также столкнулись с попытками запретить картину в Вашингтоне (округ Колумбия), Бостоне (штат Массачусетс) и Геттисберге (штат Миссисипи).
В Вашингтоне полицейские отдела нравов ответили на жалобы общественности. С разрешения кабинета генерального прокурора США полиция получила приказ предупредить менеджеров кинотеатра Cinema Theatre о том, что они будут арестованы, если на сеансы «Изгоняющего дьявола» пустят несовершеннолетних. Цензоры опирались на законодательство округа Колумбия, запрещающее присутствие несовершеннолетних на сеансах фильмов, в которых демонстрируется даже имитированный половой акт, независимо от того, как одеты актеры, и несмотря на код «R», который допускает присутствие несовершеннолетних в сопровождении взрослых.
Попытка запретить фильм в Бостоне в конце концов была предпринята в суде. В январе 1974 г. миссис Рита Уоррен направила жалобу против компании Sack Cinema 57 Theatre Corporation, владеющей кинотеатром Cinema 57 Theatre, где фильм шел при аншлаге целый месяц. Она потребовала, чтобы власти Бостона запретили все сеансы фильма, потому что он является аморальным и приносит вред зрителям. Судья муниципального суда Теодор А. Глинн закрыл дело, посмотрев картину, и вынес решение, что «фильм не подпадает под определение аморальности, принятое Верховным судом США». В ответ на попытки запретить фильм тогдашний президент ААХФ Джек Валенти написал статью в газету New York Times (25 февраля 1974 г.), в которой объяснял, что «Изгоняющий дьявола» — типичный фильм ужасов, а насилие, показанное в нем, нисколько не преувеличено, так как соответствует жанру фильма.
Самая ожесточенная борьба за запрет фильма развернулась в Геттисберге, штат Миссисипи, в 1973 г. в ответ на многочисленные жалобы общественности. Окружной прокурор согласился присоединиться к мировому судье и нескольким полицейским и пойти на сеанс в местный кинотеатр Saenger Theatre. Потом эти официальные лица дали письменные показания под присягой и потребовали от суда выдать ордер на арест. Полиция получила полномочия конфисковать киноленту и арестовать менеджера кинотеатра и киномеханика. Суд снял с них обвинения, однако позже городские власти обвинили и признали виновным корпоративного владельца кинотеатра в «публичной демонстрации непристойного, аморального и неприличного художественного фильма». Со стороны защиты подали апелляцию и выиграли дело, заявив, что закон сформулирован слишком широко и что он нарушает требования конституции, подтвержденные Верховным судом США в деле «Миллер против штата Калифорния (1973)». В деле «Компания ABC Interstate Theatres против штата (1976)» Верховный суд штата Миссисипи признал закон неконституционным, так как он нарушал Первую поправку к Конституции США.
ИНЦИДЕНТ НА «БЕДФОРДЕ»
THE BEDFORD INCIDENT
THE BEDFORD INCIDENT
Страна-производитель и год выпуска: США и Великобритания, 1965
Компания-производитель / дистрибьютор: Columbia Pictures Corporation / Columbia Pictures
Формат: звуковой, черно-белый
Продолжительность: 102 мин
Язык: английский
Продюсеры: Джеймс Б. Харрис, Ричард Уидмарк
Режиссер: Джеймс Б. Харрис
Авторы сценария: Джеймс По, Марк Раскович (роман)
Награды: нет
Жанр: триллер
В ролях: Ричард Уидмарк (капитан Эрик Финлендер), Сидни Пуатье (Бен Мансфорд), Джеймс Мак-Артур (лейтенант Ролстон), Мартин Болсэм (капитан-лейтенант Честер Поттер, медико-санитарная служба), Уолли Кокс (матрос Мерлин Квеффл), Эрик Портмен (капитан 1-го ранга Вольфганг Шрепке, германский военный флот), Майкл Кейн (капитан 3-го ранга Эллисон, старший помощник командира), Колин Мэйтленд (матрос Джонс)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В фильме «Инцидент на «Бедфорде» рассказывается о столкновении интересов во время холодной войны и результатах противостояния США и СССР. Капитан Эрик Финлендер, опытный военно-морской офицер, заработал репутацию уверенного командира, который иногда бывает слишком строг со своими подчиненными. Особенно требователен он к Энсону Ролстону, молодому офицеру, который лишь недавно получил назначение на этот эсминец. Финлендер уверен, что из парня выйдет толк, если его правильно подготовить — так, как он считает нужным. Новое назначение Финлендера — командование американским военным кораблем «Бедфорд», по последнему слову техники оснащенным эсминцем, призванным выявлять и уничтожать вражеские подводные лодки в северной Атлантике.
В связи с повышенным вниманием прессы в период холодной войны правительство США разрешило одной из газет взять интервью у капитана и зафиксировать действия экипажа эсминца. Бен Мансфорд — гражданское лицо, которому разрешили присутствовать на корабле во время обычного патруля. Он опытный журналист, и, кажется, это задание вызывает у него сомнения. К тому же капитан дал понять с самого начала, что Мансфорд для него лишь ненужная помеха. Финлендер также недоволен решением высшего руководства, которое, по его мнению, оказало ему и его экипажу медвежью услугу, заменив врача.
Во время маневров на «Бедфорде» засекли советскую подводную лодку, оказавшуюся в территориальных водах Гренландии. Финлендер намеревается любыми способами заставить ее подняться на поверхность. Во время погони вся команда находится в огромном напряжении, которое передается зрителям и заставляет их гадать, кто же первый сдастся. Финлендер непреклонен в своем решении настигнуть субмарину и попытаться уничтожить ее. После бесконечной игры в кошки-мышки «Бедфорд» наконец загоняет подлодку в угол. Ролстон, на которого капитан постоянно оказывает давление, случайно выпускает торпеду. Тем не менее зрители понимают, что перед гибелью русские тоже выпустят торпеду — и оба экипажа погибнут.
ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ
«Инцидент на «Бедфорде» — один из двух фильмов (см. также «БАННИ АЕЙК ПРОПАЛА»), отобранных компанией Columbia Pictures для доказательства в суде неконституционности законов о цензуре в штате Канзас. Несмотря на неформальное обвинение фильма в излишне либеральном изображении противостояния американского военного корабля и русской подводной лодки, закончившегося одинаково печально для обеих сторон, его не запретили и не подвергли цензуре ни в одном городе Соединенных Штатов. В ноябре 1965 г., через семь месяцев после того, как Верховный суд Соединенных Штатов отменил закон о цензуре в штате Мэриленд (в деле упоминался фильм «МЕСТЬ НА РАССВЕТЕ»), в компании Columbia Pictures решили подвергнуть проверке закон штата Канзас, выпустив там в прокат этот фильм и картину «Банни Лейк пропала» без одобрения комиссии по цензуре этого штата. Также они поставили комиссию по цензуре в известность, что более не намерены представлять на комиссию картины, которые собираются демонстрировать в Канзасе, и не нуждаются в их одобрении. Генеральный прокурор штата Роберт Лондерхолм подал иск против Columbia Pictures в Окружной суд округа Шони, чтобы не позволить компании «продавать, выпускать в прокат, демонстрировать или использовать» фильмы без одобрения комиссии по цензуре. Дистрибьюторы привлекли для защиты бывшего губернатора штата Канзас Джона Андерсона-мл. «Согласно закону штата, — заявил он, — нужно доказать, что фильм пользуется защитой авторских прав, однако по Конституции, наоборот, комиссия по цензуре должна доказать, что фильм такой защитой не обладает. Следовательно, закон противоречит Конституции».
Цитируя решение суда в деле «Фридмэн против штата Мэриленд» в отношении фильма «Месть на рассвете», председатель суда Мэрион Битти не согласился с властями штата и вынес постановление, что система цензуры, действующая в Канзасе, неконституционна, так как «ограничивает свободу выражения». Генеральный прокурор штата Лондерхолм подал апелляцию в Верховный суд штата, который утвердил решение нижестоящего суда о том, что закон о цензуре в этом штате, применяемый к художественным фильмам, — неконституционный и «ограничивает свободу выражения, гарантированную Конституцией». Суд дал комиссии по цензуре 69 дней на то, чтобы закончить дело и вернуть все деньги и собственность в указанные государственные службы. Двадцать тысяч долларов были переведены со счета комиссии по цензуре в фонд общих доходов органов власти.
ИСПАНИЯ В ОГНЕ
SPAIN IN FLAMES
SPAIN IN FLAMES
Страна-производитель и год выпуска: США, 1937
Компания-производитель / дистрибьютор: правительственные агентства Испании и СССР / Amkino
Формат: звуковой, черно-белый
Продолжительность: 65 мин
Язык: английский
Продюсеры: различные правительственные агентства Испании и СССР
Режиссер: Йорис Ивенс
Авторы сценария: Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй
Награды: нет
Жанр: документальный
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Фильм «Испания в огне» снят по сценариям Эрнеста Хемингуэя и Джона Дос Пассоса. В нем использованы кадры хроники новостей, выражающие антифашистские настроения, популярные в то время в Голливуде. Фильм разделен на две части. Первая, озаглавленная «Испания: борьба за свободу», посвящена исторической подоплеке гражданской войны в Испании. Эксперты хроник новостей показывают отречение от престола Альфонсо XIII, Правительство раскаяния 1931 г. и национальную забастовку 1934 г. Во второй части, «No Pasaran: они не пройдут», рассказывается о гражданской войне во всей ее жестокости. В хронике новостей, снятой советскими кинематографистами, есть сцены, в которых войска Франко сражаются с испанскими гражданами, а также кадры с ранеными и умирающими.
ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ
Фильм «Испания в огне» вызвал реакцию, подобную той, которую вызвал художественный фильм «БЛОКАДА», также изображающий страдания испанского народа во время гражданской войны. Документальная картина «Испания в огне» была запрещена Комиссией по цензуре штата Пенсильвания и названа «аморальной» из-за пролоялистских настроений. Комиссия сообщила дистрибьютору, что одобрит фильм только в случае, если все краткие политические ссылки на «фашизм», «нацизм», «Германию» и др. будут удалены. Когда дистрибьютор обратился с апелляцией в суд по гражданским делам, тот вынес решение, что этот фильм является хроникой новостей и освобождается от цензуры по закону штата. В мнении большинства по делу «Испания в огне» (1937)», в котором решение цензоров было пересмотрено, судья Луис Л. Левинталь заявил, что в фильме нет ничего «аморального ни в одном из диалогов, в субтитрах, и, конечно, нет ничего более аморального, чем подавление свободы слова». Картина также была запрещена в Уотерберри, штат Коннектикут, когда шеф полиции отказал дистрибьютору в выдаче лицензии на демонстрацию, обвинив фильм в том, что он «неоднозначный, антикатолический и против него выступила организация «Рыцари Колумба». В штате Огайо директор отделения киноцензуры Департамента образования не выдал дистрибьютору разрешение на демонстрацию фильма на основании того, что он «является нарушением нейтралитета… приносит вред, разжигая расовую ненависть, и является антирелигиозным». Далее они заявили, что, хотя в фильме «нет вредной пропаганды… монолог ведущего делает [его] очень вредным». В отличие от большинства дел о цензуре, организация, заинтересованная в судьбе картины, — Североамериканский комитет в помощь испанской демократии — направила просьбу в Верховный суд штата Огайо «отменить и аннулировать» отказ комиссии по цензуре на основании того, что решение было вынесено без судебного слушания или разбирательства. В решении по делу «Североамериканский комитет в помощь испанской демократии против Баушера (1937)» суд отклонил просьбу по техническим процессуальным причинам, заявив, что ходатайство о судебном пересмотре дела было направлено не в установленные сроки.