13.07.2012 в 01:59
Пишет Gipatia:«Люди с земли резиновых деревьев» – именно так переводится название племени ольмеков. Их исследуют уже не первый век, но тайны по-прежнему окутывают историю этого древнего народа».
(1)
Читать дальше «Судя по этой миниатюрной сцене и общим характерны чертам нефритовых статуэток ольмеков, священные ритуалы эого комплекса самой древней в Новом Свете высокоразвитой культуры проводились орденом жрецов евнухоидного телосложения и были каким-то образом связаны с культом ягуара, включавшего в себя жертвоприношения мальчиков, голова которых была деформирована (искусственными методами?) таким образом, чтобы она напоминала черты ягуара — или, возможно мифического мальчика-ягуара. ...
(2)
Выдвинуто множество теорий, чтобы объяснить то выдающееся положение, какое занимает в искусстве ольмеков тема ягуара; особого внимания заслуживают две из них.
Первая связана с широко распространенной среди племен северо- и юножноамериканских индейцев даже в наши дни верой в ягуара-оборотня. Считается, что и шаманы, и ягуары обладают сверхъестественными способностями, причем в такой степени, что, как говорит профессор Питер Фэрет из Калифорнийского университета, «шаманы и ягуары не просто равны друг другу, но одновременно являются и тем и другим»... По этой причине, согласно такой точке зрения, вполне возможно, что причудливые евнухоидные формы тела и кошачьи черты лица ольмекских фигурок связаны не с реальными человеческими образами. а с мифологической концепцией — «сверхъестественными качествами ягуара, присущими жрецам или шаманам; их духовной связи и тождественности ягуарам; их уникальной способности преодолевать грань между животными и человеком путем полного духовного преображения»... Однако следует отметить, что в племенах индейцев и Северной, и Южной Америки верховные шаманы не так уж редко бывают трансвеститами — они не только носят женскую одежду и живут как женщины, но в некоторых случаях даже физически превращаются в mujerados, «женственных», путем интенсивной диеты и непрестанной, истощающей мастурбации в юношестве...;
(3)
таким образом, оборотни-ягуары, которых изучал профессор Фэрет, действительно могли быть искусственным образом «превращенными в женщин» андрогинами, и тогда телесный облик ольмекских фигурок опирался на реальные модели.
(4)
Вторая интересная теория основана на отчетах о двух поврежденных скульптурных изображениях, найденных в различных районах южной части Веракруса, на которых запечатлен ягуар в церемониальном убранстве в процессе соития с человеком-кошкой (... описаны их первооткрывателем, доктором Мэтью Стирлингом...). Это немедленно вызывает воспоминания о эскападах Зевса в образах быка, змеи или лебедя, из чего следует, что эти ольмекские скульптуры, скорее всего, служат иллюстрацией к некой легенде о мифическом священном браке, в котором божественную роль исполняет оборотель-ягуар, или шаман, а отпрысками его hieros gamos должны стать либо единственный воплощенный мальчик-ягуар, либо целые сонмы таких сыновей-ягуаров». (5)
(1)
(6)
1. www.rimv.ru/aeroport/45/legenda.htm
2. «Характернейшая черта ольмекского искусства — пристрастие к изображению уродцев, с лицом, напоминающим морду ягуара…». Кондратов А. М. Атлантика без Атлантиды. www.litmir.net/br/?b=115165&p=47
3. www.latinamericanstudies.org/olmecs.htm
4. Ольмекская фигурка из жадеита с явными чертами ягуара. В искусстве ольмеков ягуар символизировал Тлалока, бога дождя и плодородия (Музей изящных искусств, Даллас).
Ольмеки (Olmecs), древн. группа индейских племен, населявших юж. побережье Мексиканского зал.; первыми в Мезоамерике, Мексике и сев. части Центр. Америки стали возводить культовые сооружения, где устанавливали огромные кам. головы, высеченные из привозного базальта и серпентина. Ольмекская культура (1500—400 до н.э.) развивалась последовательно в трех местах: Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес-Сапотес. Для иск-ва О. характерны два вида фигурок: с чертами ягуара и с «детским лицом»; этот стиль получил широкое распространение в Центр. Мексике, а также, в Сальвадоре и Коста-Рике.
2hx.ru/olmeki.html
5. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 683 с. — С. 139-145.
6. Монумент, найденный на берегу залива. Учёные видят в этом монументе соединение человека и ягуара. Некоторые видят здесь двух людей. kolizej.at.ua/photo/65-0-301
Дополнительно
Гуляев В. И. Древние цивилизации Америки / В.И. Гуляев. — М.: Вече, 2008. - 448 с.: ил.
www.istmira.com/knigi-zagadki-istori/11/11/page...
Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. lib.rus.ec/b/351504/read
НАСТЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МЕЗОАМЕРИКИ
mesoamerica.narod.ru/ershova_maya_model3.html