...и возблагодарим Господа за языковый пруд, к которому мы все спускаемся, чтобы напиться.
Самостоятельные путешествия - это бесконечное принятие решений: где жить, что смотреть, как передвигаться по городу и где и что есть. Если с туристическими маршрутами вам легко поможет определиться Lonely Planet или Rouge Guide, то с гастрономией все намного сложнее. Мишленовский гид не решает всех проблем.
Конечно, если бюджет позволяет не смотреть на цены и заказывать дегустационные сеты по 250 евро с человека, ресторан для ужина можно выбрать и вслепую, ориентируясь на трехзвездочные мишленовские заведения и те, которые попали в список престижного The World’s 50 Best Restaurants Awards. Главное, не забыть вовремя зарезервировать столик. Задуматься о посещении подобного места нужно не меньше чем за 3 месяца.
Завтракать, обедать и ужинать каждый день в ресторанах подобного класса – мечта каждого гурмана. Но в реальной жизни бюджет большинства ценителей гораздо более скромен. Поэтому универсальные гастрономические маршруты нужно составлять, ориентируясь на разные финансовые возможности – от студенческих до безграничных.Отличие гастрономических карт от туристических состоит в том, что они постоянно устаревают. Со стопроцентной уверенностью скажем, что Колизей, Лувр и Пантеон останутся на том же месте и через 10, и через 50 лет и не потеряют своей актуальности. Подобная стабильность в гастрономическом мире – фантастика. С уверенностью можно говорить лишь про некоторые места в Европе и Японии, где частная собственность неприкосновенна и где ресторан, пекарня или мясной магазин могут быть по-настоящему семейным делом, которое передается из поколения к поколению десятки лет. В остальном – модный новый ресторан может уже через месяц сменить шефа, поставщиков или вовсе закрыться. Гастрономические карты требуют постоянного обновления.
Составляя карты "съедобности" городов, хочется найти точки опоры: стационарные и уличные рынки (а их осталось сейчас не так уж и много), пекарни и кондитерские (те самые, к которым по утрам выстраиваются очереди), места со спешиалти-кофе (мы же говорим о гурманах, а не тех, кто считает "Старбакс", супермаркеты и бутики с хорошим выбором деликатесов лучшим местом для покупки съедобных сувениров и дегустации гастрономических квинтэссенций страны).
Составляя карту, важно не упустить трендовые, популярные места, рестораны с достойной едой и хорошим видом, а также те, которые возглавляют шефы, за чью репутацию ручаются всевозможные рейтинги, гиды и ресторанные критики.
К каждой гастрономической карте также нужен словарик-ликбез по локальным продуктам, деликатесам и блюдам, а также список Who is who - главных персонажей местной кулинарной сцены: шеф-поваров, рестораторов, фуд-блоггеров, организаторов фуд-фестивалей, гастрономических обозревателей и ресторанных критиков.
Карта со списком гурме-точек теряет свой смысл без привязки к главным городским достопримечательностям. Организация рейтинга гида Мишлен до сих пор является оптимальной, когда две звезды означают отличную кухню, ради которой имеет смысл сделать небольшое отступление от маршрута, а три звезды - великолепную работу шеф-повара, ради которой стоить предпринять отдельное путешествие. Поэтому степень важности каждой из точек должна быть ясно отображена при составлении карты.
На что же ориентироваться, составляя подобные карты?
Количество источников рекомендаций в Интернете может показаться безграничным. Эти источники будут существенно меняться от страны к стране. Тем не менее даже в этом хаосе мнений есть несколько опор.
1. Le Guide Rouge Michelin
Французский Le Guide Rouge Michelin выходит раз в году. Всего в год выходит 27 гидов по разным странам и городам. Вооружитесь обязательно.
2. Zagat
Бумажный гид Zagat также выходит раз в году. В него входят только самые высоко оцененные на сайте заведения. Сайт Zagat работает постоянно, круглосуточно агрегируя рейтинг ресторанов.
3. Yelp и Tripadvisor
Отзывы и рейтинги на сайтах Yelp и Tripadvisor формируют сами посетители. У этих гидов нет бумажных версий, зато есть удобные мобильные приложения. На сайте Tripadvisor чаще всего можно увидеть отзывы туристов и экспатов.
4. Where Chefs Eat: A Guide to Chefs’ Favourite Restauran
"Где едят шефы: гид по любимым ресторанам шеф-поваров" - это 700-страничный фолиант, на страницах которого 400 лучших шефов со всего мира рассказывают о своих любимых ресторанах. В итоге получается 2 000 ресторанов и забегаловок в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Африке, Австралии, Новой Зеландии и Азии. К каждому ресторану прилагается небольшой комментарий шефа и фактическое описание от редакции.
5. Гид Omnivore
Это гид международного гастрономического фестиваля, очень старательно подбирающего участников - в основном это опытные шефы, создающие "молодую гастрономию" и авторскую кухню и экспериментирующие без оглядки на общепринятые каноны.
Еду шеф-поваров, попадающих в список Omnivore, невозможно точно классифицировать по типу кухни. Каждый из шефов имеет собственный стиль и видение современной гастрономии.
6. Статьи и обзоры в отечественной прессе
"Афиша-Еда", "Афиша-Мир", бортовые журналы "Аэрофлот", "S7", "Саквояж", "EasyJet2 и "Wizzair", журналы о путешествиях "Geo", "National Geographic" и "Вокруг света" помогут вам сделать правильный выбор.
©
Конечно, если бюджет позволяет не смотреть на цены и заказывать дегустационные сеты по 250 евро с человека, ресторан для ужина можно выбрать и вслепую, ориентируясь на трехзвездочные мишленовские заведения и те, которые попали в список престижного The World’s 50 Best Restaurants Awards. Главное, не забыть вовремя зарезервировать столик. Задуматься о посещении подобного места нужно не меньше чем за 3 месяца.
Завтракать, обедать и ужинать каждый день в ресторанах подобного класса – мечта каждого гурмана. Но в реальной жизни бюджет большинства ценителей гораздо более скромен. Поэтому универсальные гастрономические маршруты нужно составлять, ориентируясь на разные финансовые возможности – от студенческих до безграничных.Отличие гастрономических карт от туристических состоит в том, что они постоянно устаревают. Со стопроцентной уверенностью скажем, что Колизей, Лувр и Пантеон останутся на том же месте и через 10, и через 50 лет и не потеряют своей актуальности. Подобная стабильность в гастрономическом мире – фантастика. С уверенностью можно говорить лишь про некоторые места в Европе и Японии, где частная собственность неприкосновенна и где ресторан, пекарня или мясной магазин могут быть по-настоящему семейным делом, которое передается из поколения к поколению десятки лет. В остальном – модный новый ресторан может уже через месяц сменить шефа, поставщиков или вовсе закрыться. Гастрономические карты требуют постоянного обновления.
Составляя карты "съедобности" городов, хочется найти точки опоры: стационарные и уличные рынки (а их осталось сейчас не так уж и много), пекарни и кондитерские (те самые, к которым по утрам выстраиваются очереди), места со спешиалти-кофе (мы же говорим о гурманах, а не тех, кто считает "Старбакс", супермаркеты и бутики с хорошим выбором деликатесов лучшим местом для покупки съедобных сувениров и дегустации гастрономических квинтэссенций страны).
Составляя карту, важно не упустить трендовые, популярные места, рестораны с достойной едой и хорошим видом, а также те, которые возглавляют шефы, за чью репутацию ручаются всевозможные рейтинги, гиды и ресторанные критики.
К каждой гастрономической карте также нужен словарик-ликбез по локальным продуктам, деликатесам и блюдам, а также список Who is who - главных персонажей местной кулинарной сцены: шеф-поваров, рестораторов, фуд-блоггеров, организаторов фуд-фестивалей, гастрономических обозревателей и ресторанных критиков.
Карта со списком гурме-точек теряет свой смысл без привязки к главным городским достопримечательностям. Организация рейтинга гида Мишлен до сих пор является оптимальной, когда две звезды означают отличную кухню, ради которой имеет смысл сделать небольшое отступление от маршрута, а три звезды - великолепную работу шеф-повара, ради которой стоить предпринять отдельное путешествие. Поэтому степень важности каждой из точек должна быть ясно отображена при составлении карты.
На что же ориентироваться, составляя подобные карты?
Количество источников рекомендаций в Интернете может показаться безграничным. Эти источники будут существенно меняться от страны к стране. Тем не менее даже в этом хаосе мнений есть несколько опор.
1. Le Guide Rouge Michelin
Французский Le Guide Rouge Michelin выходит раз в году. Всего в год выходит 27 гидов по разным странам и городам. Вооружитесь обязательно.
2. Zagat
Бумажный гид Zagat также выходит раз в году. В него входят только самые высоко оцененные на сайте заведения. Сайт Zagat работает постоянно, круглосуточно агрегируя рейтинг ресторанов.
3. Yelp и Tripadvisor
Отзывы и рейтинги на сайтах Yelp и Tripadvisor формируют сами посетители. У этих гидов нет бумажных версий, зато есть удобные мобильные приложения. На сайте Tripadvisor чаще всего можно увидеть отзывы туристов и экспатов.
4. Where Chefs Eat: A Guide to Chefs’ Favourite Restauran
"Где едят шефы: гид по любимым ресторанам шеф-поваров" - это 700-страничный фолиант, на страницах которого 400 лучших шефов со всего мира рассказывают о своих любимых ресторанах. В итоге получается 2 000 ресторанов и забегаловок в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Африке, Австралии, Новой Зеландии и Азии. К каждому ресторану прилагается небольшой комментарий шефа и фактическое описание от редакции.
5. Гид Omnivore
Это гид международного гастрономического фестиваля, очень старательно подбирающего участников - в основном это опытные шефы, создающие "молодую гастрономию" и авторскую кухню и экспериментирующие без оглядки на общепринятые каноны.
Еду шеф-поваров, попадающих в список Omnivore, невозможно точно классифицировать по типу кухни. Каждый из шефов имеет собственный стиль и видение современной гастрономии.
6. Статьи и обзоры в отечественной прессе
"Афиша-Еда", "Афиша-Мир", бортовые журналы "Аэрофлот", "S7", "Саквояж", "EasyJet2 и "Wizzair", журналы о путешествиях "Geo", "National Geographic" и "Вокруг света" помогут вам сделать правильный выбор.
©